Среди методов наблюдения за трансграничными группировками, которые эффективно используются на протяжении многих лет, — международная система мониторинга ирбиса (SLIMS) (Jackson, Hunter, 1996); маршрутный учёт по следам в снежный период (Матюшкин, Кошкарёв, 1999); учёт численности с помощью автоматических камер слежения (Jackson, 2005), спутниковое слежение, молекулярно-генетическая идентификация и опросы местного населения.
Сохранению самого северного подвида снежного барса будет способствовать деятельность создающегося в Республике Алтай центра сохранения биологического разнообразия «Снежный Барс». По мнению советника руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, руководителя секции экспертов Амирхана Магомедовича Амирханова, создание таких центров для редких животных оправданно. Центр, созданный по стандартам мирового уровня, и его работа на основе академической науки позволит сохранить геном самого северного подвида снежного барса.
Подводя итоги выездного заседания секции экспертов по сохранению снежного барса, директор Сайлюгемского национального парка Денис Маликов остановился на главных угрозах, мешающих сохранению и восстановлению популяции ирбиса в горах Алтая. Прежде всего, это петельный лов кабарги и волка, при которой барсы случайным образом попадаются в петли, предназначенные для других видов. А также недостаточная площадь особо охраняемых природных территорий федерального уровня в местах обитания ирбиса.
Популяция ирбиса в Республике Алтай медленно восстанавливается. Ключевым моментом для сохранения снежного барса на Алтае сегодня является системная охрана мест обитания. В 2023 году специалисты национального парка с помощью фотоловушек идентифицировали 39 ирбисов, всего на территории парка установлено 143 автоматических камер наблюдения.
Расширение особо охраняемых природных территорий в местах обитания снежного барса и постоянное нахождение сотрудников парка в местах обитания ирбиса — самый действенный способ в сохранении редких видов.
Что касается центров сохранения снежного барса, то нас волнует такой момент: нельзя изымать животных из дикой природы именно в Республике Алтай. Слишком мала их численность в России: от 70 до 90 особей. В Монголии — на порядок выше. Если монгольские коллеги поддержат, и барсов отловят в Монголии, то это будет оптимальным вариантом для развития центров сохранения снежного барса.
В этом плане есть и другие возможности, в том числе предложение доктора Мунхцога: искусственное оплодотворение животных с использованием резервов зоопарков.
В целом для сохранения и устойчивого увеличения популяции снежного барса в России в ближайшее время необходимо ввести ограничение оборота (до полного запрета) дериватов кабарги на территории России, а также полного запрета использования петель, как разрешенного законодательством орудия добывания диких животных. Эти предложения будут направлены Министерству природных ресурсов Российской Федерации.